Проблемы с открытием счетов и вкладов

Банки делают обязательными запросы в БКИ при открытии счетов. Следствием этого становятся жалобы клиентов, так как частые запросы в БКИ негативно отражаются на скоринговом балле заёмщика, по которому его оценивают потенциальные кредиторы.

Всё чаще банки включают в пакет документов по открытию счёта, вклада или дебетовой карты согласие на направление запросов в Бюро кредитных историй (БКИ), порой это происходит без ведома клиентов, свидетельствуют жалобы на форуме banki.ru.

Судя по жалобе от 29 июня, сообщает «Коммерсант», в банке «ФК Открытие» тем, кто оформляет вклад выдаётся анкета с уже заполненными галочками на согласие передачи данных в БКИ. Если клиент просит снять галочки, то кредитная организация отказывает в открытии счёта или вклада.

Подобная ситуация сложилась и в Почта-банке, где согласие на запрос данных в БКИ включено в заявку на оформление дебетовой карты. В Альфа-банке при оформлении дебетовой карты клиент, сам того не ведая, даёт согласие на запрос его данных в БКИ ещё во время оставления заявки. Похожие жалобы есть и на Райффайзенбанк, отмечает издание.

В «ФК Открытие» согласие берут для того, чтобы иметь возможность предложить клиентам кастомизированные кредитные продукты в соответствии с их финансовой историей и риск-профилем, уточнили в банке. В кредитной организации также заверили, что клиента не вынуждают давать согласие, от него можно отказаться в «индивидуальном порядке».

В Альфа-банке объяснили, что согласие предусмотрено опубликованным на сайте договором о комплексном банковском обслуживании, с которым клиент может ознакомиться ещё до оформления дебетовой карты или вклада. При желании согласие можно отозвать, обратившись в отделение. В Почта-банке согласие также предусмотрено в заявлении и у клиента есть право его отозвать

Клиенты недовольны таким подходом, в том числе и потому, что множественные запросы в БКИ влияют на скоринговый балл, который характеризует качество заёмщика.

Как пояснили в ОКБ, скоринговый балл снижается в том случае, если за год к кредитной истории человека обращались более 12 банков без предложения кредитных продуктов. Если запросов много в течение короткого промежутка времени (например, пять-шесть за неделю), то это может быть сигналом недобросовестности клиента. Но в Альфа-банке заверили: предоставление клиентом согласия не влияет на его скоринговый балл.

Эксперты всё равно сходятся во мнении, что согласие на запрос в БКИ должно быть добровольным. Кредитная организация «не может принуждать клиента», говорит зампред правления банка «Ренессанс Кредит» Сергей Королев. В ЦБ согласны с этим.

Точка