КС поддержал право на нулевую ставку НДС

КС обосновал правомерность взимания НДС по принципу страны назначения с одновременным предоставлением права на применение налоговой ставки 0 процентов к экспортным операциям.

Вывоз нефтепродуктов с территории РФ до порта выгрузки за ее пределами по договору тайм-чартера подлежит налогообложению по налоговой ставке НДС 0 процентов.

В ходе одного из рейсов судно столкнулось с подводным препятствием, утратило мореходные качества, в связи с чем в порту Мурманска была произведена перевалка груза на другое морское судно, принадлежащее иному лицу. Только лишь после этого груз был успешно доставлен в порт назначения за пределы РФ.

Формально основания для применения нулевой ставки прекратились. Вместо первоначального коносамента, свидетельствующего о международной перевозке товара, выдано два новых, в одном из которых в графе «Порт выгрузки» указано место выгрузки, расположенное на территории РФ. После аннулирования первоначального коносамента коносамент на внутрироссийскую часть перевозки формально не подтверждает международного характера перевозки товара.

Фактически же отношения складывались именно в связи с вывозом товара за пределы РФ и все взаимосвязанные действия сторон были направлены исключительно на вывоз товара за пределы РФ. То, что в связи с непредвиденными обстоятельствами - повреждением судна - перевозка была формально разделена на два этапа, не меняет существа отношений.

КС постановил, что препятствием для применения нулевой ставки НДС не могут быть формальные основания. Для целей применения налоговой ставки 0 процентов в рамках международной перевозки товаров определяющее правовое значение имеет связь хозяйственных операций с экспортом, т. е. их экономическая сущность.

При этом для документального подтверждения права на применение ставки 0 процентов по НДС налогоплательщик может представить любые документы, свидетельствующие об экспортной направленности операции. Это может быть контракт, новые коносаменты, а также и аннулированный коносамент.

Так решил Конституционный Суд РФ (Постановление от 30 июня 2020 г. № 31-П).

Постановление принято по жалобе компании «Gazprom Neft Trading GmbH» на нарушение ее конституционных прав подпунктом 12 пункта 1 и пунктом 3 статьи 164, а также пунктом 14 статьи 165 НК РФ.

Точка