любой из вариантов повышения налоговой нагрузки в РФ приведет к коллапсу

В Центре макроэкономических исследований (ЦМИ ) Сбербанка решили выяснить, какой вариант повышения налоговой нагрузки может оказаться наименьшим злом. И выяснили лишь то, что одно другого стоит.

Правительство отказалось от обещаний не повышать налоги до 2018 г., чтобы не отказываться от обещаний президента по наращиванию социальных и военных расходов, и рассматривает варианты увеличения налогов уже с 2015 г. Для повышения доходов регионов Минфин предложил ввести налог с продаж по ставке 3%: по расчетам ведомства, в 2015-2017 гг. это принесет регионам дополнительно 195-230 млрд руб. По расчетам ЦМИ, поступления могут составить максимум 350 млрд руб. - при допущении, что из-за повышения налоговой дисциплины собираемость налога с продаж возрастет до 50% против 30% в 2002 г. и будет равномерной по всем регионам. Минимум - 150 млрд руб., если уплачивать налог в полном объеме будут только крупные торговые сети, а остальные попытаются уклониться. При этом налог с продаж приведет к ускорению инфляции на 2,1%, спаду розницы на 1% и замедлению роста экономики на 0,5 % - т. е., если бы налог был введен в этом году, одна эта мера могла бы обнулить экономический рост. Помимо того, крайне нежелательно введение этого налога из-за юридических ограничений и сложностей администрирования, указывает ЦМИ.

Правительство обсуждает также альтернативу - повышение НДС на 2 % со следующего года. Это менее рискованный вариант, подсчитали в ЦМИ: скачок цен не превысит 1,7%, спад розничных продаж - 0,8%, рост ВВП замедлится на 0,3-0,4 %. Дополнительные доходы бюджета при повышении НДС (по двум ставкам - с 10 до 12% и с 18 до 20%) составят 375 млрд руб. Правда, сборы поступают в федеральный бюджет - помогать регионам придется путем увеличения трансфертов. Против повышения НДС уже высказалось Минэкономразвития.

Обсуждаемое же повышение отчислений в ФОМС (уплата текущего взноса в 5,1% со всего фонда оплаты труда, а не до определенного порога) без изменения нагрузки на низкооплачиваемые рабочие места резко повышает ее для высокопроизводительных: дополнительная нагрузка на зарплаты сверх порога (52 000 руб. в месяц) возрастает с текущих 10% (сейчас это дополнительный взнос в ПФР) до 15,1%. Такая мера создает неверные стимулы и дезавуирует другой указ президента - о повышении количества высокопроизводительных рабочих мест. Реакцией может быть и перевод части зарплат в тень, что снизит не только поступления соцвзносов в целом, но и сборы НДФЛ - еще одной опоры доходной базы регионов, отмечают в ЦМИ.

Любое ужесточение налоговой политики в замедляющейся экономике еще больше ее замедлит: лучшим решением было бы повышение эффективности расходов либо наращивание госдолга, который у России пока минимален, делают вывод авторы исследования.

Точка