Вместо споров и разногласий – взаимосогласительная процедура

Новая форма налогового контроля – налоговый мониторинг – может появиться уже в 2015 году. В период его прохождения налоговых проверок в отношении организации не будет.Госдума РФ приняла в третьем чтении проект № 529630-6 соответствующего федерального закона, который размещен на ее официальном сайте.

Суть новой формы налогового контроля в том, что налогоплательщик сам инициирует налоговый мониторинг в отношении себя, а налоговый орган либо соглашается его проводить и принимает об этом решение, либо отклоняет заявление налогоплательщика. Отказ должен быть мотивированным. Правильность исчисления, полнота и своевременность уплаты (перечисления) налогов и сборов, обязанность по уплате (перечислению) Налоговый кодекс возлагает на налогоплательщика, а также плательщика сбора, налогового агента (в законопроекте – организацию).  В результате налогового мониторинга налоговый орган определяет правильность того, как организация выполняет свои налоговые обязанности. Для этого стороны согласовывают (по форме, утвержденной ФНС РФ) регламент информационного взаимодействия. В нем отражается:- порядок представления налоговому органу документов (информации), служащих основаниями для исчисления (удержания), уплаты (перечисления) налогов и сборов в электронной форме,  и (или) доступа к информационным системам организации, в которых содержатся указанные документы (информация), по выбору организации;-  порядок ознакомления налогового органа с подлинниками таких документов в случае необходимости;- порядок отражения организацией в регистрах бухгалтерского и налогового учета  доходов и расходов и объектов налогообложения, сведения об аналитических регистрах налогового учета;-  информация о системе внутреннего контроля данной организации за правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов и сборов (при наличии такой системы внутреннего контроля).

Обратиться в налоговый орган с заявлением о проведении налогового мониторинга организация вправе при одновременном соблюдении следующих условий:1) совокупная сумма налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых, подлежащих уплате в бюджетную систему Российской Федерации за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, без учета налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза,  составляет не менее 300 миллионов рублей;2) суммарный объем полученных доходов по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, составляет не менее 3 миллиардов рублей; 3) совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации на 31 декабря календарного года, предшествующего году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, составляет не менее 3 миллиардов рублей.

На время налогового мониторинга (это почти два года) в отношении организации не проводятся камеральные и выездные проверки, кроме случаев отдельно оговоренных нарушений и подачи уточненных деклараций с суммой налога к уменьшению. Налоговый мониторинг начинается с 1 января года, за который проводится налоговый мониторинг, и оканчивается 1 октября года, следующего за периодом, за который проводился налоговый мониторинг.Если будут выявлены факты, свидетельствующие о нарушениях, инспекция направит компании мотивированное мнение. Его требования обязательны для исполнения.  При несогласии с выводами организация вправе представить разногласия в налоговый орган, который перешлет их вместе с имеющимися материалами в ФНС РФ, а затем будет назначена взаимосогласительная процедура.

А. Соколова, эксперт электронного издания «Бератор», специальный корреспондент Бухгалтерия.ру www.berator.ru

Точка