Когда включать в расходы доначисленные налоги и сборы

Доначисленные в ходе проверки суммы налогов учитываются в расходах на дату вступления в силу решения налоговой инспекции. Письмо Минфина России от 6 апреля 2015 г. № 03-03-06/1/19158.

По правилам Налогового кодекса уплаченные организацией налоги и сборы, таможенные пошлины и страховые взносы включаются в состав ее прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ). Отражать в учете эти обязательные платежи нужно на дату их начисления (пп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ). На какую дату нужно учитывать в расходах суммы налогов и сборов, доначисленных по результатам налоговой проверки, кодекс не уточняет.В комментируемом письме Минфин дал разъяснения по этому вопросу.

Чиновники напомнили, что по результатам проверки налогоплательщика руководитель налоговой инспекции или его заместитель принимает одно из решений (п. 7 ст. 101 НК РФ):-    о привлечении к ответственности за выявленные налоговые правонарушения;-    об отказе в привлечении к ответственности.Такие решения подлежат исполнению со дня вступления их в силу (п. 1 ст. 101.3 НК РФ).

Исходя из этого положения, финансисты делают вывод, что налоги и сборы, доначисленные в результате налоговой проверки, учитываются в составе расходов организации на дату вступления в силу решения налоговиков.

А вот если в ходе дальнейшего обжалования такого решения суд изменил суммы доначисленных налогов, разницу между доначисленной налоговиками и измененной судом суммой нужно включить в состав внереализационных доходов организации. Сделать это необходимо на дату вступления в законную силу соответствующего судебного акта.

А. Соколова, эксперт электронного издания «Бератор», специальный корреспондент Бухгалтерия.ру www.berator.ru

Точка