Бухгалтерам добавили работы - доносить на руководство компаний

Компании и ИП, оказывающие бухгалтерские услуги, обязаны сообщать о подозрительных клиентах в Росфинмониторинг. Соответствующие сведения они должны представить через личный кабинет на сайте ведомства.

Соответствующие Рекомендации, отказ от исполнения которых, как все понимают, чреват серьезными неприятностями, опубликован на сайте надзорного ведомства. Документ не является приказом, однако в нем содержатся ссылки на нормативные документы, обязывающие бухгалтерские фирмы и ИП принимать участие в упомянутом противодействии.

Так, федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ (далее – Закон № 115-ФЗ) установлен правовой механизм противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

В первую очередь, еще до заключения договора на оказание бухгалтерских услуг следует идентифицировать клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя (п. 1 ст. 7 Закона № 115-ФЗ).

При наличии любых оснований полагать, что сделки клиента осуществляются или могут быть осуществлены в целях отмывания доходов или финансирования терроризма, следует уведомить об этом Росфинмониторинг (п. 2 ст. 7.1 Закона № 115-ФЗ).

В уведомлении нужно указать:

  • сведения, идентифицирующие клиента;
  • вид сделки и основания ее совершения;
  • дату совершения сделки и ее сумму;
  • основания считать сделку подозрительной.

Направить уведомление нужно в течение трех рабочих дней, следующих за днем выявления подозрительной сделки, в электронной форме по Интернету, в том числе через официальный сайт Росфинмониторинга, либо на электронном носителе – с усиленной квалифицированной электронной подписью (п. п. 3, 4 Положения о порядке передачи информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу…, утв. постановлением Правительства РФ от 16.02.2005 № 82).

В целом алгоритм действий бухгалтерской организации состоит в следующем:

  • разработать правила внутреннего контроля (ПВК);
  • назначить специальное должностное лицо, ответственное за реализацию правил внутреннего контроля;
  • осуществлять идентификацию клиента (лицо, находящееся на обслуживании);
  • документально фиксировать информацию, полученную в результате реализации ПВК, и сохранять ее конфиденциальный характер;
  • уведомлять Росфинмониторинг о подозрительных операциях не позднее 3 рабочих дней, следующих за днем их выявления в соответствии с приведенным порядком;
  • хранить полученные документы и сведения не менее пяти лет со дня прекращения отношений с клиентом.

Точка