ФНС просят упростить получение справки об отсутствии задолженности

На технические проблемы обмена информации с ФНС в ходе получения государственного и частного финансирования жалуются, в частности, российские банки.

Об этом, в частности, говорится в обращении Ассоциации российских банков (АРБ), адресованном начальнику межрегиональной инспекции ФНС №9 по крупнейшим налогоплательщикам.

Проблема заключается в том, что банкам необходимо предоставлять ведомству справки об отсутствии задолженности по уплате налоговых и иных обязательных платежей в бюджет для «заключения государственных или муниципальных контрактов, в том числе связанных с привлечением временно свободных денежных средств государственных учреждений и предприятий, а также их кредитованием или оказанием иных финансовых услуг, при ответах на запросы контрагентов в целях соблюдения должной осмотрительности и т. п.», отмечается в письме АРБ.

Как пишет «Коммерсантъ», налогоплательщик сможет получить данную справку, согласно приказу ФНС, только в том случае, если из всех инспекций, в которых заявитель состоит на учете (в том числе по обособленным подразделениям — например, филиалам в разных регионах), получена информация об отсутствии задолженности. Тогда ведомство выдаст организации документ об отсутствии неисполненной обязанности по уплате налогов. Если хотя бы одна инспекция выявит задолженность, тогда ФНС выдаст справку с записью «имеет неисполненную обязанность по уплате» независимо от суммы и оснований задолженности.

"Вместе с тем правоприменительная практика показывает, что значительное количество случаев отражения в справке задолженности налогоплательщика является следствием ошибочных действий налоговых органов либо технических сбоев в работе программного обеспечения ФНС России, в связи с чем кредитные организации сталкиваются со сложностями при получении справки", – подчеркивается в письме АРБ.

В частности, ошибки в данных ФНС возникают, когда начисление и перечисление по налогу отражаются ведомством на разные лицевые счета, в результате перехода территориальных налоговых органов на новые программы, или если нет возможности внести изменения в действующее ПО, а также технических сбоев, нарушении сроков формирования справок и по целому ряду других причин. Проблема «носит массовый характер», заявила начальник правового департамента АРБ Лариса Митяшова.

«Базы обновляются плохо, и это тоже приводит к тому, что редкий месяц банк не имеет хотя бы 2 рубля задолженности по налогам», – отмечает финансовый директор Абсолют-банка Анатолий Фогельгезанг.

Минфин в курсе данной проблемы, однако не может ее разрешить, поскольку она находится в эксклюзивном ведении ФНС, сообщил источник в ведомстве. В самой ФНС также осведомлены о трудностях банкиров. «Сейчас на ее решение брошены все силы, идет активный диалог с бизнесом», - пояснили в пресс-службе налогового ведомства.

Однако в налогом ведомстве считают, что препятствием для получения справки нередко является незнание налогоплательщика о том, что творится в его филиалах.

АРБ в письме в ФНС предлагают пути решения данного вопроса: от умеренных (ввести минимальные ограничения по сумме задолженности для целей выдачи справок крупнейшим налогоплательщикам) до радикальных (учитывать в справке информацию только о задолженности перед МИФНС № 9 без включения данных от территориальных налоговых органов).

В. Хвориков, эксперт журнала «Практическая бухгалтерия», специальный корреспондент Бухгалтерия. Ру

Точка